«Святому братству верен я» . Начало творчества А.С.Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин родился б июня 1799 года в Москве. Отец его, Сергей Львович, происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков в Нижегородской губернии ему осталось немного; но и это он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой петровского «арапа», изображенного в романе Александра Сергеевича.
Воспитание Пушкина было бессистемным. Сменявшие друг друга французы-гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе.
Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захаров, в подмосковное имение бабушки. Кроме Александра у Пушкиных были дети — старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Родители не уделяли много внимания их воспитанию, да, по-видимому, Александр и не был любимым ребенком в семье.
Его брат писал впоследствии о детских годах Александра: «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме. Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей.
Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; гувернер был француз, впрочем, человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою».
В 1810 году возник проект устройства привилегированного учебного заведения — Лицея в Царском Селе, при дворце Александра I. Пушкин, обладавший влиятельными знакомствами, решил определить туда своего сына Александра, В июне 1811 года Александр со своим дядей поехал в Петербург. Благодаря имеющимся связям Пушкину было обеспечено поступление. Началась лицейская жизнь Пушкина. Лицей был закрытым учебным заведением, в него приняли всего тридцать учеников. Это были дети средних и малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями,
В связи с политическими событиями 1812 года в Лицее воцарился либеральный дух, сюда проникали сплетни об Александре I и его окружении. Кругозор Пушкина в то время расширился благодаря П. Чаадаеву, служившему в гусарском полку в Царском Селе. Чаадаев был настроен весьма либерально, он вел долгие политические беседы с Пушкиным и сыграл немалую роль в формировании нравственных взглядов Александра. Впоследствии Пушкин посвятил Чаадаеву одно из первых своих политических стихотворений.
Именно в Лицее у Пушкина появляются настоящие друзья. В дальнейшем они станут известными людьми. У каждого лицеиста было прозвище, а у некоторых и не одно: Иван Иванович Пущин — «Жано», Вильгельм Карлович Кюхельбекер — «Кюхля», «Глиста», сам Пушкин — "Француз", — и другие, не менее забавные.
В Лицее Пушкин усердно занимался поэзией, особенно французской, за что и получил прозвище «Француз». Среди лицеистов проводились поэтические соревнования, где Пушкин долгое время одерживал победы. Из русских поэтов Пушкина привлекал Батюшков и вся группа писателей, объединившихся вокруг Карамзина. В доме Карамзина, который находился в Царском Селе, Александр познакомился с Жуковским и Вяземским, их влияние особенно сказалось на творчестве Пушкина.
Любимым поэтом Пушкина был Вольтер, именно ему поэт обязан и ранним своим безбожием, и склонностью к сатире, которая, впрочем, находилась также в зависимости от литературной борьбы карамзинистов и от шутливых сатир Батюшкова. В Лицее Пушкина коснулись новые течения поэзии того времени: «Оссианицизм» и «Барды». К концу пребывания в лицее Пушкин подвергся сильному влиянию новой элегической поэзии, связанной с деятельностью таких французских поэтов, как Парни и Мильвуа. Литературная лицейская слава Пушкина пришла к нему в пятнадцать лет, когда он впервые выступил в печати, поместив в июльском номере «Вестника Европы» стихотворение «К другу стихотворцу».
В октябре 1815 года образовалось литературное общество «Арзамасо которое просуществовало до конца 1817 года. Помимо «Арзамаса» и «Беседы», были и другие литературные общества, например кружок писателей, собиравшихся у Оленина под предводительством баснописца Крылова и Гредича. Пушкин ценил этих людей и впоследствии посещал оленинский кружок. Но в лицейское время Пушкин находился под влиянием «Арзамаса». Вдохновленный сатирой Батюшкова на борьбу с «Беседой», Пушкин разделял все симпатии и антипатии «Арзамаса».
Срок пребывания в Лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены, на которых Пушкин читал заказанное стихотворение «Безверие».
Арзамасец Ф. Вигель писал в своих воспоминаниях: «На выпуск молодого Пушкина смотрели члены «Арзамаса» как на счастливое для них происшествие, как на торжество. Сами родители его не могли принимать в нем более нежного участия; особенно Жуковский, восприемник его в «Арзамасе», казался счастлив, как будто бы сам бог послал ему милое чадо. Чадо показалось довольно шаловливо и необузданно, и даже больно было смотреть, как все старшие братья наперерыв баловали маленького. Спросят: был ли он тогда либералом? Да как же не быть восемнадцатилетнему мальчику, который только что вырвался на волю, с пылким поэтическим воображением, кипучею африканскою кровью в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было в самом разгаре».
19 октября до самоё смерти останется у Пушкина самым памятным днем в его жизни. .Сколько приятных воспоминаний, таких как нашумевшая история с «гогель-могелем», будет у Пушкина связано с Лицеем.
История такая. Компания воспитанников с Пушкиным, Пущиным и Малиновским во главе устроила тайную пирушку. Достали бутылку рома, яиц, натолкли сахару, принесли кипящий самовар, приготовили напиток «гогель-могель» и стали распивать. Одного из товарищей, Тыркова, сильно разобрало от рома, он начал шуметь, громко разговаривать, что привлекло внимание дежурного гувернера, и он доложил инспектору Фролову. Начались расспросы, розыски. Пущин, Пушкин и Малиновский объявили, что это их дело и что они одни виноваты. Фролов немедленно донес о случившемся исправляющему должность директора профессору Гауэншильду, а тот поспешил доложить самому министру Разумовскому. Переполошившийся министр приехал из Петербурга, вызвал виновных, сделал им строгий выговор и передал дело на рассмотрение конференции. Конференция постановила: Две недели стоять во время утренней и вечерней молитвы. Сместить виновных на последние места за обеденным столом. Занести фамилии их с прописанием виновности и приговора в черную книгу, которая должна иметь влияние при выпуске. Но при выпуске лицеистов директором был уже не бездушный карьерист Гауэншильд, а благородный Энгельгардт. Он ужаснулся и стал доказывать своим коллегам недопустимость того, чтобы давнишняя шалость, за которую тогда же было взыскано, имела влияние и на будущее провинившихся. Все тотчас же согласились с его мнением, и дело сдано было в архив.
Историю с «гогель-могелем» имеет в виду Пушкин в своем послании к Пущину:
Помнишь ли, мой брат по чаше,
Как в отрадной тишине
Мы топили горе наше
В чистом пенистом вине?
Помнишь ли друзей шептанье
Вокруг бокалов пуншевых,
Рюмокгрозное молчанье,
Пламя трубок грошовых?
В «пирующих студентах» Пушкин также обращается к Пущину:
Товарищ милый, друг прямой,
Тряхнем рукою руку,
Оставим в чаше круговой
Педантам сроду скуку:
Не в первый раз мы вместе пьем,
Нередко и бранимся,
Но чашу дружества нальем
И тотчас помиримся.
Именно в Лицее Пушкин первый раз влюбился. «Первую платоническую, истинно поэтическую любовь возбудила в Пушкине Бакунина, — рассказывает Комаровский. — Она часто навещала брата своего и всегда приезжала на лицейские балы». Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи. Пушкин описал ее прелести в стихотворении «К живописцу», которое было положено на ноты лицейским товарищем Пушкина Яковлевым и исполнялось до самого выхода из заведения.
29 ноября 1815 года Пушкин писал в дневнике:
Итак, я счастлив был, я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался,
И где веселья быстрый день?
Промчался летом сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня угрюмой скуки тень.
Это была первая робкая и стыдливая юношеская любовь — с «безмятежной тоской», со «счастьем тайных мук», с радостью на долгие дни от мимолетной встречи или приветливой улыбки. Любовь эта отразилась в целом ряде лицейских стихотворений Пушкина:
Посидел с милой девушкой в беседке, —
Здесь ею счастлив был я раз,
В восторге сладостном погас,
И время самое для нас
Остановилось на минуту!
Получил от нее незначительное письмецо,
В нем радости мои; когда померкну я,
Пускай оно груди бесчувственной коснется,
Быть может, милые друзья,
Быть может, сердце вновь забьется.
Лицейские годы жизни Пушкина сыграли огромную роль в становлении его как личности, заложили фундамент гениального творчества.
И лучше всего об этом говорит сам Пушкин:
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы, —
При милых ли брегах родимого ручья, —
Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!
Пушкин — классик нашей литературы, немеркнущий и загадочный, недостижимый для нее идеал. Это — солнце русской классической поэзии. Он завершил более чем столетний процесс формирования новой русской литературы и ее языка. В творчестве Пушкина наша литератуpa впервые и навсегда обрела свой зрелый, национально определившийся характер и заняла почетное место в кругу других литератур христианской Европы.
В каждой развитой национальной литературе есть имена, являющиеся свидетельством ее вершины, дающие на века этой литературе духовно-эстетический идеал. В Италии это Петрарка, во Франции — Расин, в Германии — Гете, в Англии — Шекспир, а у нас в России — Пушкин.