Жизнь и творчество Александр Николаевич Островский
Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Москве в
семье чиновника, заслужившего дворянство. Детские годы прошли в
Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Получил хорошее
домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Впоследствии знал
греческий, французский, немецкий, а позже - английский, итальянский,
испанский языки.
В 12 лет был отдан в 1-ю Московскую гимназию, которую окончил в 1840 и
поступил на юридический факультет Московского университета (1840 - 1843).
Слушал лекции таких передовых профессоров, как Т.Грановский, М.Погодин.
Стремление к литературному творчеству совпадает со страстным увлечением
театром, на сценах которого выступали в то время великие актеры М.Щепкин и
П.Мочалов. Островский оставляет университет - юридические науки его
перестали интересовать, и принимает решение всерьез заняться литературой.
Но, по настоянию отца, поступил на службу в Московский совестный суд.
Работа в суде дала будущему драматургу богатый материал для его пьес.
Весной 1848 года семья переезжает в Щелыково. Щелыково - сельцо в
Кинешемском уезде Костромской губернии было куплено отцом драматурга
Николаем Федоровичем Островским в 1847 году, так как он после выхода на
пенсию хотел вернуться в родные края - он был родом из Костромы. И хотя
Александр Николаевич жил уже отдельно от отца, он едет вместе с родными
посмотреть приобретенное отцом имение, пожить в деревне. Впечатления
первого знакомства с Костромским краем не изгладились из памяти драматурга
с годами, напротив сюда до конца дней своих с надеждой и верой в
целительное и вдохновляющее влияние "милого Щелыкова" стремился
А.Н.Островский. Могучая русская река Волга также властно вошла в
творчество Островского: во многих его произведениях отразилась не только её
красота и величие, но и жизнь и обычаи, нравы и песни, язык обитателей
поволжских городов.
В 1849 была написана комедия "Свои люди - сочтемся!", принесшая
признание автору, хотя и появилась на сцене только через 11 лет (была
запрещена Николаем I, а Островский был отдан под надзор полиции).
Вдохновленный успехом и признанием, Островский каждый год писал одну, а
иногда несколько пьес, создав целый "театр Островского", включающий 47 пьес
различных жанров.
В 1850 Александр Николаевич становится сотрудником журнала
"Москвитянин", входит в круг литераторов, актеров, музыкантов, художников.
Эти годы много дали драматургу в творческом отношении. В это время написаны
"Утро молодого человека", "Неожиданный случай" (1850). В 1851 Островский
ушел со службы, чтобы все силы и время отдать литературному творчеству.
Продолжая гоголевские обличительные традиции, он пишет комедии "Бедная
невеста" (1851), "Не сошлись характерами" (1857). В 1853, отказываясь от
"жесткого" взгляда на русскую жизнь, пишет Погодину: "Пусть лучше русский
человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и
без нас". Последовали комедии: "Не в свои сани не садись" (1852), "Бедность
не порок" (1853), "Не так живи, как хочется" (1854). Н.Чернышевский упрекал
драматурга в идейной и художественной фальши его новой позиции. На
дальнейшее творчество Островского оказало участие в экспедиции,
организованной морским министерством для изучения быта и промыслов
населения, связанного с реками и судоходством (1856). Совершил поездку по
Волге, от истоков до Нижнего Новгорода, во время которой вел подробные
записи, изучал жизнь местного населения.
В 1855 - 60, в предреформенный период, сближается с революционными
демократами, приходит к некому "синтезу", вернувшись к обличению
"властителей" и противопоставляя им своих "маленьких людей". Появляются
пьесы: "В чужом пиру похмелье" (1855), "Доходное место" (1856),
"Воспитанница" (1858), "Гроза" (1859). Добролюбов восторженно оценил драму
"Гроза", посвятив ей статью "Луч света в темном царстве" (1860).
В 1860-е Островский обращается к исторической драме, считая подобные
пьесы необходимыми в репертуаре театра: хроники "Тушино" (1867), "Дмитрий
Самозванец и Василий Шуйский", психологическая драма "Василиса
Мелентьева"(1868).
В 1870 годы рисует жизнь пореформенного дворянства: "На всякого мудреца
довольно простоты", "Бешеные деньги" (1870), "Лес" (1871), "Волки и
овцы"(1875). Особое место занимает пьеса "Снегурочка" (1873), выразившая
лирическое начало драматургии Островского.
В последний период творчества была написана целая серия пьес,
посвященных судьбе женщины в условиях предпринимательской России 1870 - 80:
"Последняя жертва", "Бесприданница", "Сердце не камень", "Таланты и
поклонники", "Без вины виноватые" и др.