Особенности поэзии М.В.Ломоносова в «Оде надень восшествия на престол Елизаветы Петровны»
Жизнь и творчество Ломоносова продолжают привлекать к себе внимание, мы снова и снова обращаемся к личности Ломоносова; понять его — значит понять и кое-что в самом себе, в судьбе своего народа, своей страны. Его биография, деятельность в различных областях знания, вклад в культурно-исторический процесс созвучны нашему времени. Русский классицизм органично связан с именем Михаила Васильевича Ломоносова — гениального ученого и замечательного поэта.
Реформатор и просветитель, Ломоносов был кровно заинтересован в развитии русской литературы, в доступности ее для возможно более широкого круга читателей. Он поставил перед собой задачу очищения и упорядочения русского литературного языка.
Ломоносов продолжил и углубил реформу стиха, начатую Тредиаковским, разработал систему силлаботонического, или слогоударного, стихосложения. Она характеризуется правильным чередованием ударных и безударных слогов в стихотворной строке. Плодотворность новой системы стихосложения заключалась в том, что она основывалась на изучении особенностей русского языка, а также на опыте нашего народно-песенного творчества. Стих Ломоносова и его последователей приобрел напевность и гармоничность звучания. Как известно, в силлаботоническом стихосложении имеются пять основных стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. В русской поэзии они ведут свое начало от Ломоносова.
В поэтических произведениях Михаил Васильевич размышлял о людях, достойных быть примером для подражания. Основные темы его поэтического творчества — это родина, мир на Земле как основа процветания человечества; это деяния выдающихся людей, чья слава вечна; наука, познающая природу. Ломоносов, согласно своим теоретическим взглядам, писал стихи преимущественно высоким штилем. Излюбленным жанром его была ода.
Особенности поэзии Ломоносова ясно выступают в "Оде на день восшествия на престол Елизаветы Петровны", 1747 года. Ода начинается прославлением «тишины», то есть мира — главного условия для созидательного труда и творчества:
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов отрада,
Коль ты полезна и красна...
Поэт хвалит Елизавету за то, что в начале ее царствования прекратились войны. Затем автор переходит к воспоминаниям об отце Елизаветы, Петре I, которого он считал идеальным монархом и национальным героем. Прибегая к олицетворениям, Ломоносов говорит о внешней политике Петра, укрепившей могущество русского государства:
В полях Марс страшился,
Свои меч в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на российский флаг.
С чувством особого восхищения поэт вспоминает о том, что при Петре «... божественны науки через горы, реки и моря в Россию простирали руки». Он выражает надежду, что Елизавета будет следовать примеру отца и покровительствовать наукам.
Постепенно парадное изображение Елизаветы в оде Ломоносова тускнеет и на первый план выступает величественный образ России. Развертывается грандиозный пейзаж — мы видим гигантскую страну, омываемую морями и океанами. Ломоносов призывает русское юношество к разработке природных богатств страны на благо народа.
Идея этих стихов остается живой, актуальной и для нашего времени. Ода завершается гимном в честь наук. Композиция оды, в соответствии с требованиями классицизма, отличается стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль вытекает из предыдущей.
Глубине и значительности содержания оды соответствует ее возвышенный язык. Торжественность речи достигается употреблением наряду с коренными русскими словами старославянских слов: «кроткий глас», «сей день», «воззри на горы превысоки».
В оде много олицетворений, связанных с греко-римскими мифами. Мифологические образы олицетворяют собой понятия разума и науки (Минерва), войны и морской стихии (Марс, Нептун). Поэт часто прибегает к метафоре, то есть употребляет слова в переносном значении. Так, солнце у Ломоносова «во все страны свой взор возводит». Рядом с точными эпитетами (например, "пространная держава") в оде встречается много разнообразных метафорических эпитетов: «пламенныезвуки», «наглы вихри», «сладчайший глас», «праведная печаль», «звучащая слава». Ода насыщена также гиперболами (приветствия Елизавете несутся «до звезд»; «Лена ... бреги наконец теряет, сравнившись морю шириной»).
Ломоносов в «Оде надень восшествия...» прославлял величие Родины такими художественными средствами, которые представлялись ему наиболее убедительными. Построение и язык оды органически связаны с теми задачами, которые ставил перед собой поэт, с его взглядами на искусство. Патриотические размышления Ломоносова, выраженные, по словам одного из его современников, «с пышностью, остротой и великолепием», наполняли русскую поэзию XVIII века глубоким содержанием. Главная идея его творчества — быть гражданином, служить отечеству — вдохновляла передовых русских поэтов и писателей последующих эпох.
Ученый-энциклопедист — это не только и не столько человек разносторонних знаний и интересов. Это, в первую очередь, пропагандист передового мировоззрения и новых направлений в науке. Совершенно ясно, что успех такой пропаганды, ее значимость и эффективность зависят не только от публицистического таланта ученого-мыслителя. Они в значительной мере определяются его научным авторитетом, завоеванным в результате выдающихся достижений в каких-либо определенных отраслях знания. Такой авторитет привлекает к словам и высказываниям ученого внимание многих, быть может, близко и не знакомых с его научными работами. Именно таким авторитетом обладал Ломоносов благодаря работам в области естественных наук, а также поэтическим произведениям и трудам в области языкознания.
Поэзия великого ученого глубоко патриотична. Несмотря на исторически объяснимую ограниченность по: литических взглядов (приверженность просвещенному абсолютизму), он всегда чувствовал свою кровную связь с народом, ради народа трудился и совершал свои научные открытия.
Мне кажется, что деятельность Ломоносова — великого русского ученого, патриота и просветителя — сыграла громадную роль в развитии отечественной науки и культуры. Ломоносов был основателем целого ряда наук в России. Патриотизм, стремление к благу и процветанию отчизны лежали в основе поразительной широты его научных интересов, достижений в различных отраслях знания, были движущей силой его поэзии.