Тургенев Иван Сергеевич (1818-83) , русский писатель, член-корреспондент Петербургской Академии Наук
(1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847-52) показал высокие духовные
качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В
социально-психологических романах «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859),
«Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние воды»
(1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи —
разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романах
«Дым» (1867) и «Новь» (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое
движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в
прозе» (1882). Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное
влияние на развитие русской и мировой литератур.
* * *
Тургенев Иван Сергеевич [28 октября (9 ноября) 1818, Орел — 22 августа (3 сентября) 1883,
Буживаль, близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге],
русский писатель.
Воспитание чувств
По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, —
богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской
губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать
природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву;
вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей,
затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в
1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского
университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности (1833) —
влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом
Тургенева, — отразилось в повести «Первая любовь» (1860).
В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе литератору пушкинского
круга, университетскому профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на
литературный вечер (в дверях Тургенев столкнулся с А. С. Пушкиным), а в 1838
печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере
Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в
основном не сохранившихся, и драматическая поэма «Стено»).
В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить образование соединилось с
неприятием российского уклада, основанного на крепостном праве). Катастрофа
парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке
«Пожар на море» (1883; на французском языке). До августа 1839 Тургенев живет в
Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет
стихи, общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После короткого
пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май
1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным. Прибыв в Россию, он
посещает имение Бакуниных Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается
роман с Т. А. Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842
она родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843 Тургенев поступает на службу в
Министерство внутренних дел.
Вокруг «Записок охотника»
В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая высокую оценку
В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу (в 1846 Тургенев
стал крестным его сына), сближение с его окружением (в частности, с Н. А.
Некрасовым) изменяют его литературную ориентацию: от романтизма он обращается к
иронико-нравоописательной поэме («Помещик», «Андрей», обе 1845) и прозе,
близкой принципам «натуральной школы» и не чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова
(«Андрей Колосов», 1844; «Три портрета», 1846; «Бретер», 1847).
1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой
во многом определит внешнее течение его жизни. В мае 1845 Тургенев выходит в
отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции;
Тургенев — свидетель французской революции 1848): опекает больного Белинского
во время его путешествия; тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом,
знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет
повести «Петушков» (1848), «Дневник лишнего человека» (1850), комедии
«Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка» (обе 1851),
психологическую драму «Месяц в деревне» (1855).
Главное дело этого периода — «Записки охотника», цикл лирических очерков и рассказов,
начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч» (1847; подзаголовок «Из записок
охотника» был придуман И. И. Панаевым для публикации в разделе «Смесь» журнала
«Современник»); отдельное двухтомное издание цикла вышло в 1852, позднее
добавлены рассказы «Конец Чертопханова» (1872), «Живые мощи», «Стучит» (1874).
Принципиальное многообразие человеческих типов, впервые выделенных из прежде не
замечаемой или идеализируемой народной массы, свидетельствовало о бесконечной
ценности всякой неповторимой и свободной человеческой личности; крепостной
порядок представал зловещей и мертвой силой, чуждой природной гармонии
(детализированная конкретика разнородных пейзажей), враждебной человеку, но
неспособной уничтожить душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского
человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности,
«Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества
Тургенева: отсюда тянутся нити и к исследованию феномена «лишнего человека»
(проблема, намеченная в «Гамлете Щигровского уезда»), и к осмыслению
таинственного («Бежин луг»), и к проблеме конфликта художника с душащей его
обыденностью («Певцы»).
1850-е годы. Литературное окружение
В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в
Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на съезжую (там был написан
рассказ «Муму»). В мае выслан в Спасское, где живет до декабря 1853 (работа над
неоконченным романом, повестью «Два приятеля», знакомство с А. А. Фетом,
активная переписка с С. Т. Аксаковым и литераторами из круга «Современника»); в
хлопотах об освобождении Тургенева важную роль сыграл А. К. Толстой.
До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в Петербурге, летом в Спасском.
Его ближайшая среда — редакция «Современника»; состоялись знакомства с И. А.
Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским; Тургенев принимает участие в
издании «Стихотворений» Ф. И. Тютчева (1854) и снабжает его предисловием.
Взаимное охлаждение с далекой Виардо приводит к краткому, но едва не
закончившемуся женитьбой роману с дальней родственницей О. А. Тургеневой.
Публикуются повести «Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка», «Фауст»
(обе 1856).
Романы писателя
«Рудиным» (1856) открывается серия тургеневских романов, компактных по объему, разворачивающихся
вокруг героя-идеолога, журналистски точно фиксирующих актуальную
социально-политическую проблематику и, в конечном итоге, ставящих «современность»
перед лицом неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы.
Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на поступок «лишний человек» Рудин;
напрасно грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и надежде
на счастье для людей нового времени Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859;
события происходят в обстановке близящейся «великой реформы»); «железный»
болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником героини (то есть
России), но «чужой» и обреченный смерти («Накануне», 1860); «новый человек»
Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический бунт («Отцы и дети», 1862;
пореформенная Россия не освобождается от вечных проблем, а «новые» люди
остаются людьми: «дюжинные» будут жить, а захваченные страстью или идеей —
погибнут); зажатые меж «реакционной» и «революционной» пошлостью персонажи
«Дыма» (1867); революционер-народник Нежданов, еще более «новый» человек, но
по-прежнему неспособный ответить на вызов изменившейся России («Новь», 1877);
все они, вкупе с второстепенными персонажами (при индивидуальном несходстве,
различии нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени
близости к автору), состоят в тесном родстве, совмещая в разных пропорциях
черты двух вечных психологических типов — героического энтузиаста, Дон Кихота,
и поглощенного собой рефлектера, Гамлета (ср. программную статью «Гамлет и Дон
Кихот», 1860).
В скитаниях
Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный водоворот двусмысленных отношений
с Виардо и воспитывавшейся в Париже дочерью. После трудной парижской зимы
1856-57 (завершена мрачноватая «Поездка в Полесье») он отправляется в Англию,
затем в Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей,
поддающуюся, впрочем, истолкованию в общественном ключе (статья Н. Г.
Чернышевского «Русский человек на rendez-vous», 1858), а осень и зиму проводит
в Италии. К лету 1858 он в Спасском; в дальнейшем нередко год Тургенева будет
члениться на «европейский, зимний» и «российский, летний» сезоны.
После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?»
(1860) происходит разрыв Тургенева с радикализировавшимся «Современником» (в
частности, с Н. А. Некрасовым; их взаимная враждебность сохранялась до конца).
Конфликт с «молодым поколением» усугубился романом «Отцы и дети» (памфлетная
статья М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени» в «Современнике», 1862; так
называемым «расколом в нигилистах» во многом мотивирована позитивная оценка
романа в статье Д. И. Писарева «Базаров», 1862). Летом 1861 произошла ссора с
Л. Н. Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878). В повести
«Призраки» (1864) Тургенев сгущает намечавшиеся в «Записках охотника» и
«Фаусте» мистические мотивы; эта линия получит развитие в «Собаке» (1865),
«Истории лейтенанта Ергунова» (1868), «Сне», «Рассказе отца Алексея» (оба
1877), «Песни торжествующей любви» (1881), «После смерти (Клара Милич)» (1883).
Тема слабости человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и обреченного
небытию, в большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю прозу Тургенева;
наиболее прямо она выражена в лирическом рассказе «Довольно!» (1865),
воспринятом современниками как свидетельство (искреннее или
кокетливо-лицемерное) ситуативно обусловленного кризиса Тургенева (ср. пародию
Ф. М. Достоевского в романе «Бесы», 1871).
Слава и грусть
В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в
Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в Париже. Тургенев близко
сходится с Г. Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г.
де Мопассаном; он принимает на себя функцию посредника между русской и
западными литературами. Растет его общеевропейская слава: в 1878 на
международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом;
в 1879 он — почетный доктор Оксфордского университета. Тургенев поддерживает
контакты с русскими революционерами (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным) и
оказывает материальную поддержку эмигрантам. В 1880 Тургенев участвует в
торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. В 1879-81 старый
писатель переживает бурное увлечение актрисой М. Г. Савиной, окрасившее его
последние приезды на родину.
Наряду с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870; «Пунин и Бабурин», 1874) и
упомянутыми выше «таинственными» повестями в последние годы жизни Тургенев
обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и
«Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не все основные
темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии
близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной
болезни (рак спинного мозга). Похороны в Петербурге вылились в массовую
манифестацию.
Сочинения: Полное собрание сочинений и писем. М.; Л., 1960-68. Т. 1-28.
Литература: Клеман М. К. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева. М.; Л., 1934.
Жизнь Тургенева // Зайцев Б. Далекое. М., 1991.
Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева (1818-1858) / Сост. Н. С. Никитина. СПб., 1995.