Духовная высота " простого человека " в романе Л . Н . Толстого " Война и мир "
Л. Н. Толстой с его огромным литературным наследием относится к числу явлений вечно развивающихся: каждое время, каждая эпоха по-своему воспринимает исателя. Наше время особенно чутко отзывается на нравственные проповеди Толстого, на его призыв к нравственному усовершенствованию. Потому что сейчас наше общество остро ощущает, что никакие социальные перемены сами по себе не приводят автоматически к тому, чтобы духовный мир людей стал качественно иным. Нельзя создать “нового человека” ни ,за год, ни за десятилетия, пока не добьемся,чтобы люди нравственно перестроили каждый
сам себя.
Л. Н. Толстой еще в конце прошлого века призывал человека к нравственному самоусовершенствованию как кнеобходимому
условию прогресса всего человечества. В романе " Война и мир " эти мысли Толстого
воплощены в нравственных исканиях его любимых героев, в их духовной красоте, в
красоте человеческих отношений.
Взаимоотношения лучших толстовских героев пронизаны нравственной одухотворенностью. Особенно ярко это проявляется в семейной жизни. В
центре романа три семьи: Болконские, Ростовы, Курагины. С большой авторскойсимпатией описана семья Ростовых. Атмосфера добра, благожелательности, душевной щедрости, любви, заботы друг о друге создана в доме Ростовых взаимными усилиями старого графа Ильи Андреевича,
графини и их детей. Душой этой семьи, несомненно, является Наташа. Без глубоких семейных привязанностей лучших героев Толстого просто невозможно представить. Но дело не только в этом.
Наташа и Николай, Пьер и княжна Марья, Кутузов и Платон Каратаев душевно расположены ко всем людям без исключения и ожидают от каждого ответной доброжелательности. Петя Ростов, попав в партизанский отряд, проявляет восторженную симпатию не только к хорошо и давно знакомому ему Денисову, но и ко всему его окружению, заботясь даже о пленном французском мальчике. Умение понять другого человека, умение прощать, доверчивость и благожелательность Л. Н. Толстой считал лучшими качествами русского человека. Эти качества свойственны многим героям " Войны и мира " . Так, обращаясь к солдатам в день Красненского сражения, Кутузов говорит, показывая на пленных
французов: "Пока они были сильны, мы себя не я теггепъ их и пожалеть можно. Тоже и они люди " . И в лицах русских солдат он читал сочувствие своим словам.
Способность " любовно жить " в единении со всеми показана в образе Платона Каратаева. Много переживший в плену Пьер
отогрелся душой возле этого простого русского человека, в котором ему чувствовалось что-то " приятное,успокоительное и круглое " . Такое выражение
ласки и простоты было в лице этого человека, что растроганный Пьер чуть не заплакал.
Живой контакт человека с теми, кто оказался рядом, — норма поведения любимых героев великого писателя. Чаще всего связи междуперсонажами романа осуществляются при
помощи взгляда, интонации, жеста, улыбки.Наташа Ростова мучается оттого, что неможет в письмах к князю Андрею передать и тысячной доли того, что она чувствует и что она привыкла выражать голосом, улыбкой и взглядом. Герои Толстого иногда влияют на
окружающих непроизвольно, сами не замечая своего воздействия. Встреча князя Андрея с Наташей изменила всю его жизнь, духовно возродила его. Он любил в Наташе " душевную открытость, естественность " . Потребностьоткрыть себя другим — одна из главных черт людей, близких к Толстому.
Общение героев " Войны и мира " характеризуется прежде всего светлыми, радостными чувствами, ему часто сопутствует добрый, веселый смех. Жизнерадостный смех звучит в романе не только в эпизодах мирной жизни, но и в эпизодах, посвященных военным действиям. Этот добрый смех способствует соединению людей. Так, Пьер одною своею доброю улыбкой и кстати сказанной шуткой мирит тех, кто ссорился.
Душевно близкие Толстому герои способны к искреннему раскаянию, кпризнанию своих ошибок. Поразительно описаны страдания княжны Марьи после смерти ее отца, когда она даже не смеетмолиться Богу, вспоминая о своих грешных мыслях по поводу капризов отца. Глубоко раскаяние Наташи после увлечения Анатолем за то зло, которое она причинила князю Андрею. Духовное величие Пьера раскрывается после дуэли с Долоховым, когда он содрогается от мысли, что чуть не убил человека.
Привлекательность человеческих отношений, изображенных вромане " Война и мир " , не может не трогать сердце современного читателя. В наш " жестокий "
век нам есть чему поучиться у героев этого душевная расположенность людей друг к другу, нравственное единение людей — эти
идеалы писателя, обращенные к каждому человеку, заставляют задуматься о своей жизни и взаимоотношениях с другими людьми.