" Мысль семейная " в романе Л.Н. Толстого " Война и мир "
Известны слова писателя, сказанные им по поводу главной идеи " Войны и мира " и "Анны Карениной ": в " Войне и мире " я любил мысль народную, в " Анне Карениной " - семейную ". Но это вовсе не значит, что " мысль семейная " не присутствует в " Войне и мире " . Очень непросто разделить "семейную " и " народную " идею в этом произведении.
Главная мысль - мысль о мире. Мир - это любовь, согласие, но это также и отдельные миры - человеческие объединения. Объединения людей - это семьи, светские кружки и компании, полк, партизанский отряд, рота на войне, иногда стихийно возникшая общность (например, пленные в одном бараке).Главные же человеческие объединения - это семьи. Толстой - очень семейный писатель в том смысле, что он почти не представляет своих героев одиночками, как, например, Тургенев, Достоевский.
Характеристика главных героев через их семьи - один из основных приемов характеристики у Толстого. Ростовы создают фон для Наташи. Андрей Болконский это проницательно улавливает, отмечая, что Ростовы не совсем понимают, какое сокровище Наташа, но " составляют наилучший фон для того, чтобы на нем отделялась эта особенно поэтическая, переполненная жизни, прелестная девушка ". Семья Болконских - другое дело. Княжна Марья слишком важна сама по себе как идеологическая героиня, чтобы функция ее образа могла быть сведена к пояснению образа ее брата.
Но, конечно, определенные внутренние переклички между их характерами есть. Самым же главным является то, что княжна Марья и князь Андрей спорят по очень важным вопросам - о мире, о прощении, о религии - и в этом смысле, как брат и сестра Раскольниковы у Достоевского, выявляют разные аспекты авторской позиции. Иногда создается впечатление, что общение с сестрой является для князя Андрея, так же как и беседы с Пьером, необходимой духовной подпиткой на его нелегком пути к истине.
Отец князя Андрея служит фоном и объяснением характера сына и дочери, но функция этого образа этим не исчерпывается. В отличие от Ростовых, он играет важную роль в сюжете и интересен сам по себе как персонаж, несколько напоминающий героев Достоевского. Безумно любя дочь, он всю жизнь мучает ее своими непомерными требованиями к ее образованию, силе характера, талантам. Дочь его, конечно, на голову выше окружающих, но ему этого все мало. В сыне он, наоборот, относясь к нему с некоторой холодностью, видит великого человека, но делает все, чтобы разбить, искалечить его жизнь.
И, конечно, в трагической судьбе Болконского-сына немаловажную роль сыграл его отец, роковым образом разрушающий отношения сына сначала с Лизой, затем с Наташей.Родители Ростовы, наоборот, поступают благоразумно, предаваясь воле Божьей, и даже их попытки помешать браку Николая с Соней оказываются счастьем для Николая, именно благодаря сопротивлению матери отложившего женитьбу на Соне и так счастливо повстречавшего потом свою настоящую любовь.
У князя Андрея и княжны Марьи матери нет, н их отец, возможно, в подсознании пытающийся компенсировать эту потерю для своих детей активным вмешательством в их жизнь, приносит им страдания именно своей сверхтребовательностью. Возможно также, что, в отличие от непритязательных Ростовых, никогда не помышлявших ни о какой государственной деятельности, старый князь Болконский, генерал, занимавший видное место и при дворе, участвовавший в большой политике, дипломатии, все свои не растраченные на этом поприще силы перенес на воспитание детей, когда был отстранен от дел в результате постигшей его опалы.Не только фамильные черты характера, но и фамильные черты внешности характеризуют любимых героев Толстого.
Наташа похожа на мать и внешне, и по характеру. Будучи замужем, она проявляет и хозяйственность, и заботу о муже и детях. Но есть в ней и черты отца - доброта, желание объединить и осчастливить всех, широта натуры. Недаром в семье Наташа - любимица отца.Всех Болконских характеризует особая талантливость, незаурядность, одухотворенность. Брат и сестра Болконские унаследовали страстность и глубину натуры отца, но без его властности и нетерпимости. Они проницательны, они глубоко понимают людей, как и отец, но не для того, чтобы их презирать, а для того, чтобы сострадать. Необыкновенные, светящиеся глаза у всех Болконских - знак их одухотворенности. И эту фамильную черту (а значит, и черты характера) унаследовал от отца сын князя Андрея - Николенька.
Любимые герои Толстого не представляют себе жизнь без семьи, без детей, У всех любимых героев писателя есть дети. И если любовный сюжет в мировой литературе строится как движение к хэппиэнду либо разлуке и смерти влюбленных, то для Толстого главное - не то, что было до свадьбы, а семейная жизнь его героев.Сложные взаимоотношения князя Андрея с Лизой отражают впечатления первых лет семейной жизни Толстого.
Семья Пьера и Наташи в эпилоге - пример для Толстого и его жены, модель, которую Толстой хотел бы видеть в своей семье. Семья Николая и княжны Марьи - идеальная семья, пример семейного счастья вообще. Недаром к ним тянутся все, и все собираются под крышей лысогорской усадьбы: и Безуховы, и Денисов, и старая графиня, и Соня, нашедшая смысл жизни в службе дому, и давно осиротевший Николенька Болконский... Даже крестьяне окрестных деревень просят Ростовых купить их и включить, таким образом, в свой мир. Так народная мысль соединяется с мыслью семейной, что и составляло цель автора.