Портал  сочинений - крупнейший в рунете Школьные сочинения по литературе
Главная Сочинения Новые сочинения Связь с автором Нижегородского Сайта Сочинений и рефератов Сделать стартовой страницей - Нижегородский сайт сочинений и рефератов Добавить в избранное Нижегородский сайт сочинений и рефератов
    Сочинения

Поиск сочинений на сайте сочинений



Навигация: Сочинения >>Распутин


Валентин Распутин – один из известнейших писателей нашего времени,в творчестве которого важнейшее место занимает проблема взаимоотношения человека с природой.

Образ «единой реальности», идеального мира-порядка, насильственно уничтоженого человеком, создаёт автор в повести «Прощание с Матёрой»,написанной в середине семидесятых годов 20-го века.Произведение появилось в тот момент, когда процесс разрушения связи человека с природой дошёл до критической точки: в результате строительства искусственных водохранилищ под воду уходили плодородные земли, разрабатывались проекты по переброске северных рек, уничтожались неперспективные деревни.

Распутин увидел глубинную связь экологических и нравственных процессов – утрату миром изначальной гармонии, разрушение связей этического мира личности и русской духовной традиции.В «Прощании с Матёрой» эту гармонию олицетворяют жители деревни, старики и старухи, и прежде всего, бабка Дарья.Распутин показал идеальный мир природы и человека, живущего в согласии с ним,выполняющим свой трудовой долг – сохранение памяти о предках.Отец Дарьи когда-то оставил ей завещание : «Живи, шевелись, чтоб покрепче зацепить нас с белым светом, занозить в ём, что мы были…» Эти слова во многом определили её поступки и отношения с людьми. Автор развивает в повести мотив «последнего срока», суть которого заключена в том, что каждый человек своим присутствием в мире устанавливает связь между прошлым, настоящим и будущим.В повести присутствуют два мира: праведный, который бабка Дарья называет «тут!»,- это Матёра, где всё «знакомо, обжито и проторено», и мир греховный – «там» –поджёгщики и новый посёлок.Каждый из этих миров живёт по своим законам. Матёринские старики не могут принять жизнь «там», где «про душу забыли», совесть «истрепали», память «истончили», а ведь «мёртвые…спросят».

Важнейшей проблемой повести является целесообразность вмешательства человека в мир природы. «Какой ценой?»,- мучается вопросом сын бабки Дарьи Павел. Оказывается, труд, который с точки зрения христианской психологии есть благодетель, может стать разрушительной силой.Эта мысль возникает в рассуждениях Павла о том, что новый посёлок построен как-то неполюдски, «несуразно».

Возведение ГЭС , в результате которой будет затоплен остров Матёра, разорение кладбища, сожжение домов и леса – всё это больше похоже на войну с миром природы, а не на его преображение.Как трагедию воспринимает всё происходящее бабка Дарья : «Нынче свет пополам переломился». Уверена старая Дарья и в том, что лёгкость,с которой люди рвут все связи, безболезненность растования с родной землёй, домом, являются составными «облегчённой жизни» людей беспамятных, равнодушных и даже жестоких.Называет таких людей Дарья «обсевками».

В.Распутин с горечью отмечает, что утрачено чувство родства, потеряна в сознании молодых людей родовая память, и поэтому им непонятна боль стариков, прощающихся с Матёрой как с живым существом.

Эпизод разрушения кладбища, спасать которое бросаются жители деревниодин из ключевых в повести. Для них кладбище – это мир, в котором продолжают жить их предки.Стереть его с лица земли – это преступление. Разорвётся тогда невидимая нить,связывающая мир воедино. Вот почему на пути бульдозера встают древние старухи.

Человек в художественной концепции Распутина неотделим от внешнего мира – животного, растительного,космоса. При нарушении даже одного звена этого единства рвётся вся цепь , мир утрачивает гармонию.

Близкую смерть Матёры первым предчувствует Хозяин острова – маленький зверёк, который символизирует, по замыслу автора, природу в целом. Этот образ придаёт повествованию особый глубинный смысл.Он позволяет увидеть и услышать то, что скрыто от человека : прощальные стоны изб, «дыхание взрастающей травы», притаённую возню пичуг,- одним словом, почувствовать обречённость и близкую гибель деревни.

«Чему быть, того не миновать»,- смирился Хозяин. И в его словах – свидетельство беспомощности природы перед человеком. «Какой ценой?»,- этот вопрос не возникает у поджёгчиков, чиновника Воронцова или «товарища Жука из отдела по зоне затопления». Мучает этот вопрос Дарью, Екатерину, Павла и самого автора.Повесть «Прощание с Матёрой» даёт ответ на этот вопрос : ценой утраты «природного лада», гибели праведного мира. Он (мир) тонет, поглащается туманом, теряется.

Финал произведения трагичен: оставшиеся в Матёре старики слышат тоскливый вой – «прощальный голос Хозяина».Подобная развязка закономерна. Она определена идеей Распутина.А идея такова: люди без души и без Бога( «в ком душа, в том и Бог»,-говорит бабка Дарья) бездумно осуществляют преобразования природы, суть которых в насилии над всем живым. Разрушая гармоничный мир природы, человек обречён разрушить себя самого.



купить прикольные брелки



Нашли нужное вам сочинение, тогда не поленитесь и
Добавьте сайт в закладки:

Пришлите свое сочинение

на add [гав-гав] refsoch.ru




Сочинения:

Астафьев
Ахматова
Белинский
Блок
Булгаков
Быков
Бунин
Грибоедов
Гоголь
Гончаров
Горький
Державин
Достоевский
Есенин
Жуковский
Заболоцкий
Замятин
Кантемир
Кольцов
Крылов
Куприн
Лермонтов
Лесков
Ломоносов
Маяковский
Некрасов
Островский
Пастернак
Платонов
Пушкин
Радищев
Распутин
Салтыков-Щедрин
Северянин
Солженицын
Сумароков
Твардовский
А.К Толстой
А.Н Толстой
Л.Н Толстой
Тредиаковский
Тургенев
Тютчев
Фадеев
Фет
Фонвизин
Чернышевский
Чехов
Шолохов

сочинения