Портал  сочинений - крупнейший в рунете Школьные сочинения по литературе
Главная Сочинения Новые сочинения Связь с автором Нижегородского Сайта Сочинений и рефератов Сделать стартовой страницей - Нижегородский сайт сочинений и рефератов Добавить в избранное Нижегородский сайт сочинений и рефератов
    Сочинения

Поиск сочинений на сайте сочинений


Доменное имя refsoch.ru продается за 2 000$ пишите на add [гав-гав] refsoch.ru
u



Навигация: Сочинения >>Грибоедов

Успех «Горя от ума», появившегося накануне восста ния декабристов, был чрез вычайно велик. «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет», - так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви и поддержки, которой окружили комедию и ее автора передовые русские люди двадцатых годов.

По словам Пушкина, комедии «произвела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с перв ыми нашими поэтами». В м ировой литературе не много можно найти произведений, которые, подобно "Горю от ума», в короткий срок снискали бы столь не сомн енную всенародную славу. П ри этом современники в по лно й мере ощущали социал ьно- политическую актуальность комедии, восприни мая ее как злободневное произведение зарождавшейся в России новой литературы, которая ставила своей главной задачей разработку «собственных богатств» (то есть материала национальной истории и современной русской жизни) - и собственными, оригинальными, не заем ными средствами. Сюжетную основу «Горя от у м а» составил драмати ческий конфликт бурного с толкновен ия умного, благородного и свободолюб ив ог о героя с окружающей его косной средой реакционеров. Э тот изображенный Гри боедо вым конфликт был жизненн о правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь 6орьбы с миром самодержавия крепостничества, живя и нтересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и п овседневно на блюдать самое важ ное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени - борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненные укладов, двух поко лений.

П осле Отечественной войны, в годы формирования и по дъема общественно-политического и общекультурного движения дворянских революционеров- декабристов, борь ба нового - нарожда ющегося и развивающегося - со ст арым - отжившим и тор мозящим движение вперед - острее всего выражалась в форме именно такого открытого столкновения между молодыми глашатаями "своб одной жизни» и воинствующими охранителями ветхозаветных, реакционных порядков, какое изобра жено в «Горе от ума». С ам Грибоедов в ш иро ко изв естном, постоянно ц итируемом письме к П. А. Катенину (январь 1825 го да с предельной ясностью раскрыл содержание и идей ный смысл драмати ческой коллиз ии, положенной в основу «Горя от ума »: " ... в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот челов ек разумеется в противуречи и с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хоче т, зачем он немножко повы ше прочих».

И далее Грибоедов показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастае т «противуречие» Чацкого с фамусовским обществом, как это общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса, - Чацкого объявляют во всеуслышанье смутьяном, карбонарием, человеком, покушающимся на «законный» государственный и об щественный строй; как, наконец, голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Ча цкого: "Сначала он весел, и это порок: "Шутить и век шутить, как вас на это станет!" - Слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но все-таки: "Унизить рад, кольнуть, завистлив! горд и зол!" Не терпит подлости: "ах! боже мой, он карбонарий". Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют, голос общего недоброходства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков". Грибоедов рассказал в своей комедии о том: что произошло в одном московском доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В ней веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи - с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, - тему рубежа двух эпох - "века нынешнего" и "века минувшего".

Отсюда - необыкновенное богатство идейного соде ржания комедии. В той или иной форме и в той или ино й мере Грибоедов коснулся в «Горе от ума» множес тва серьезнейших вопросов общественного быта, морали и культуры, которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное значение. Это были вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о дальнейших судьбах России , русской государственности и русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об обще ственном призвании человека, о его патриотич еском и гражданском долге, о н о вом понимании личной и гражданской чести, о силе человеческого разума и познания, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания. На все эти вопросы откликнулся гений Грибоедова, и отклик этот был исполнен такой горячей граж да н стве н но - патри о ти ческо й страсти такого неукро тим ого негодования на зло и неправду, что комедия не мо гла не произвести самого глубокого и разительного впе чатления как в передовых кругах русского общества, так и в лагере реакционеров.

Комедия с могучей сатирической силой разоблачала "нравы» крепостников. Грибоед ов поставил перед собой задачу сорвать с них маску внешнего благолепия и бла го пр иличия и представить их на суд людской разоблаченными от всех и всяческих украшающих покровов. Грибое дов с блеском в ыполнил эту дачу. Он запечатлел в «Горе от ума» целую галерею человеческих по ртр е тов, которые в совокупности составляют истинный, ничем не прикрашенный отвратительный облик кре постнического общества с ег о паразитизмом и свое ко рыстием, чванством и лакействам, мракобесием и нравственным растлением.

Здесь, в этом обществе, де й ст вова ли «знатные негодяи» и мелкотравчатые подл ецы, отъявленные мошенники и «зловещие старухи », ханжи и доносчики, объеди не нные, как круговой порукой, непримиримой враждой к «свободной жизни», к культуре, к просвещению, к ма лей шему проявлению независим о й мысли и свободного чувства. В этом мире бе з тени смущения меняли кре по стных рабов на борзых собак, явным грабительством добывали богатства и почести, "разливались в пирах и в мотовстве», а ученье считала «чумой», злов р едным и огнеопасным изобретением «окаянных вольтерьянцев». Люди этого жестокого м и ра жили по заветам и преданьям «минувшего века» - «века покорности и страха». «Мораль» их была основа н а на пресмыкательстве перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека был для них удачливый вельможа блаженны х феодальных времен - дядя Фамусова Максим Петрович, достигший «степеней известных» благодаря своему бесстыдному раболепству и шутовству в царском дворце.

Типичнейший представитель этого мира - сам Фа мусов, воинствующий мракобес, ханжа и деспот, грозящий своим рабам сибирск о й каторгой. Под стать Фамусову все его родственники, приятели и гости.

В образе полковника Скалозуба Грибоедов воссоздал тип аракчеевца, тупого , самовлюбленного и неве жественного «героя» плац п арадных учений, шагистики и палочной муштры, заклятого врага свободной мысли. Этот «хрипун, удавленник , фагот, созвездие маневров и мазурки», гоняющийся за чинами, орденами и богатой невестой, воплощает в с ебе дух реакционного «пруссачества», которое искусственно насаждалось царизмом в русской армии и вызывала ненависть всего передового офицерства, хранившего суворовские и кутузовские традиции (в черновой редакции «Горя от ума» Скалозуб сам говорит о себе: «Я - школы Фридриха ...»).

Резкими, типическими чертами очерчены и все остальные персонажи барской Москвы, выведенные в «Горе от ума»: властная барыня-крепостница старуха Хлёсто в а, графини Хрюми н ы, княжеское семейство Тугоуховских, Загорецкий - светский шулер, мошенник и доносчик, по всем данным - тайный агент политической полиции, Репетилов - «ду ш а» дворянского общества, шут, сплетник и пустозвон , затесавшийся , чтобы не отстать от моды, в круг каких - то псевдолиберальных болтунов, Платон Михайловича Горич - в прошлом приятель Чацкого, человек опустившийся, инертный, внутренне примирившийся с Фа мусовским миром.

Как свой принят в этом м ире «безродный» секретарь Фамусова - Молчалин. В е го лице Грибоедов создал исключительно выразительн ы й обобщенный образ подлеца и циника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до "степеней известных ». Вся лакейская «философия жизни" этого чинуши и подхалима , не смеющего «свое суждение иметь», раскрывается в его знаменитом признании:
Мне завещал отец:

Во-первых угождать всем людям без изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Галерея типических образов стародворянской, барской Москвы, созданная Грибое д овым, включает в себя и тех, кто в комедии непосредственно не действует, но то лько упоминается в беглых характеристиках, которые да ют им действующие лица. В их числе такие яркие, ре льефные, законченные об разы, как «черномазенький» за всегдатай всех балов и обедов , и крепостник-театрал, и мракобесный член «Ученого комитета», и покойник ка мергер Кузьма Петрович, и влиятельная старуха Т атьяна Юрьевна, и нахальный « французик из Бордо», и клубные друзья Репетило в а, и много других - вплоть до княгини Марьи Алексевны, блюстительницы общественного мнения в фамусовско м мире, именем которой зна менательно заканчивается комедия. Все эти лица не появляются на сцене, но, тем не менее, имеют весьма важ ное значение для раскрытия содержания «Горя от ума», - и это составляют одну из новаторских черт комедии.

Социальная критика Грибоедова, развернутая в "Горе от ума», по самой широ т е своей и конкретности была явлением исключительны м в литературе начала XIХ столетия. Если сатирико-м о ра л истические комедио гр афы, писавшие в традициях к л ассициз ма, следовали условным и абстрактным критериям, у законенным его эстетикой, и осмеивали, как п равило, какой-либо один, от дельно взятый социальный « порок» или отвлеченную моральную категорию (к п ри ме ру, только лихоимство, то лько невежество, толькоскупость, только ханжество т. п.), то Грибоедов в своей комедии затронул и разо бл ачил в духе социально- по лити ческих идей декабризма ши рокий круг совершенно ко нкр етных явлений общественного быта крепостнической России.

Злободневный смысл грибоедовской критики сейчас, конечно, не ощущается с такой остротой, с какой он ощущался современниками Грибоедова. Но в свое время комедия прозвучала, помимо всего прочего, именно зло бодневно. И вопросы дворянского воспитания в «пансионах, школах, лицеях», и вопрос о «ланкартачны х взаимных обучениях», и дебаты о парламентском стро е и реформе судопроизводства, и отдельные эпизоды русской общественной жизни в период после наполе о новских войн, нашедшие отражение в монологах Чацкого и в репликах гостей Фамусова, - все это имело самое актуальное значение, в частности в декабристской среде, именно в те годы, когда Грибоедов писал сво ю комедию.

Богатство и конкретность социального содержания, вложенного в «Горе от ума », придает комедии значени е широкой и целостной картины русской общественно й жизни конца 1810 - начала 1 820-х годов, изображенн ой во всей ее исторической точности и достоверности.

В свое время (в 1865 г оду) на это значение комедии обратил внимание Д. И. Писарев, утверждавший, что «Грибоедов в своем анализе русской жизни дошел до той крайней границы, дал ь ше которой поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого исследователя». И в этой связи Писарев совершенно справедливо заметил , что для того, чтобы писатель, поэт мог нарисовать т акую достоверную и точную историческую картину, ему «надо быть не только внимательным наблюдателем, но еще, кроме того, замечательным мыслителем; надо из окружающей вас пестроты лиц, мыслей, слов, радостей, огорчений, глупостей и подлостей выбрать име н но то, что сосредоточивает в себе весь смысл данной эпохи, что накладывает свою печать на всю массу второстепенных явлений, что втискивает в свои рамки и видоизменяет своим влиянием все остальные отрасли частной и общественной жизни. Такую громадную задачу Действительно выполнил для России двадцатых годов Грибоедов» .

«Натура всяких событий» - таков был, говоря сло вами Грибоедова, тот жизненный материал, который он изучал так внимательно, так досконально. Но он не распылил свою исследовательскою наблюдательность по необо зримому множеству "всяких событий», по деталям и мелочам быта. Нет, он собрал свое внимание как бы в один световой луч и направил е го на те явления жизни, в которых с наибольшей полнотой и отчетливостью раскрылось самое существо основного общественно-исторического конфликта эпохи. Будучи действительно замечательным, глубоким и с м елым мыслителем, вооруженным самыми прогрессивными идеями века, он выбрал из безграничного и пестрого материала окружавшей его реальной жизни име н но то, в чем сосредоточился смысл его эпохи: борь б у, которая с небывалым ожесточением разгорелась м е жду мертвящим «духом рабства», проникавшим все и в ся в аракчеевско- фамусовском мире, и жив ительным « духом времени», воодушевлявшим молодое по коление патри отов и свободол юбцев.

Продолжив обличительную антикрепостническую традицию, внесенную в русскую литературу великим революционером Радищевым , развивая и углубляя плодотворные традиции русской общественной сатиры XVIII века - сатиры Фонвиз и на, Новикова и Крылова, Грибоедов создал произведение, все содержание которого - свидетельствовало о его социально- политической направленности.

Недаром критика 1820 - 1830-х год ов сразу же по всей справедливости оценила "Горе от ума» как первую в русской литературе «комедию политическую». С ближая ее в этом смысле с комедией Бомарше «Женитьба Фигаро», которая в свое вре м я (в 1784 году) нанесла сильнейший удар абсолютизму и феодальным пережит кам в предреволю ци онно й Франции, критика указывала, что «Бомарше и Грибоедов... с равною колкостию сатиры вывели на сцену политические понятия и привычки обществ, в которых они жили, меряя гордым взглядом народную нравственность своих отечеств». А впоследствии историка В.О. Ключевский даже назвал

«Библиотека для чте ния » , 1834, т . 1, № 1, отд. VI, стр. 44. Также и А. И. Герцен, го во р я о социально-историческом значении «Горя от ума», вспом нил в это й связи о комедии Бом арш е , имевшей, по словам Герцена, значение "государственного переворота". комедию Грибоедова «самым серьезным политическим произведением русской литературы XIX века» '.

Для подобной оценки, в самом деле, имелись весьма веские основания. И не только потому, что «Горе от ума» является одним из самых замечательных памя тников русской и мировой обличительно-сатирической литературы, но и потому также, что в комедии есть богато е позитивное, положительное содержание, которое, в свою очередь, приобрело столь же сильное обще ственно- политическое звучание, как и гневное разоблачение крепостнического мира.

«Горе от ума», конечно, остается одним из шедевро в карающей социальной сатиры. Но подлинная сатира н е бывает односторонней, потому что писатель-сатирик, если он стоит на передовых идейно-художественных позициях, всегда обличает зло и пороки во имя добра и добродетелей, во имя утверждения некоего положитель ного идеала - общественного, политического, морального. Также и Грибоедов в «Горе от ума» не только разоблачал мир крепостников, но и утверждал свой положительный идеал, исполненный глубокого общественно-политического смысла. Этот идеал нашел художественное воплощение в образе единственного истинног о героя пьесы - Чацкого.

Как писатель национальный и народный, Грибоедов, естественно, не мог ограничиться одним изображение м фамусовского мира, но непременно должен был отразить в своей исторической картине и другую сторон у действительности - брожение молодых, свежих, про грессивных сил, подрывающих твердыни самодержавно-крепостнического строя.

Эта задача также была блистательно выполнена Грибоедовым. Идейное содержание «Горя от ума», конечно, не исчерпывается обличением порядков и нравов крепостнического общества . В комедии дана действительно широкая и во всех деталях верная историческая картина всей русской ж из н и в грибоедовское время - и теневых и светлых ее с т орон. Комедия отразила не только быт и нравы стародворянской Москвы, жившей по ветхозаветным преданиям «времен Очаковских и

В. Ключевский . Курс русской истории, т. V, М., Госполитиздат, 1958, стр.248. покоренья Крыма», но и общественное брожение эпохи - ту борьбу нового со старым, в условиях которой зарожда л ось движение декабристо в , складывалась в России революционная идеология.

Фамусовщина - это реакция, косность, рутина, цинизм, устойчивый, раз навсегда определенный уклад жизни. Здесь пуще всего б оятся молвы («грех - не беда, молва нехороша») и замалчивают все новое, тре­вожное, не укладывающееся в норму и ранжир. Мотив «молчания» красной нитью проходит сквозь все сцены комедии, посвященные ф амус о вскому миру, где «Молчалины блаженствуют на свете " . И в этот затхлый мир, подобно разряду освежительной грозы, врывается Чацкий с его тревогой, мечтами, жаждой свободы и думой о народе. Он - настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных; им страшен даже его смех. Он открыто, во всеуслышание заговорил о том, что в их кругу усердно замалчивалось, - о вольности, о совести, о чести, о благородстве,- и его пылкую речь подхватила вся передовая русская литература XIX века .

Изображая Чацкого человеком умным и благородным, человеком «возвышенных мыслей» и передовых убеждений, глашатаем «свободной жизни» и ревнителем русской национальной самобытности. Грибоедов решал стоявшую перед прог рес с ивн ой русской литературой двадцатых годов проблему создания образа положительного героя. Задачи гражданственной, идейно направленной и общественно действенной литературы в понимании писателем декабристского направления вовсе не сводились лишь к сатирическому обличению порядков и нравов крепостнического общества. Эта литература ставила перед собой и другие , не менее важные цели: служить средством революционного общественно-политического воспитания, возбуждать любовь к «общественному благу» и воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература должна бы л а не только клеймить пороки, но и восхвалять гражданские доблести.

Грибоедов ответил на оба эти требования, выдвинутые самой жизнью и ходом освободительной бо р ьбы.

Возвращаясь к замечательно верной мысли Д. И. Писарева о том, что в «Горе о т ума» дан почти научный анализ русской исторической действительности декабристской

эпохи, следует для полной ясности подчеркнуть, что Грибоедов вошел в историю и в нашу жи з н ь все же не как ученый-исследователь и не как мыслитель хотя бы и замечательный, но как гениальный поэт. И з учая действительность как пытливей аналитик, он отразил ее как художник, притом как смелый новатор. Он нарисовал свою точную и достоверную картину, пользуясь приемами, средствами и красками художественного изображения. О н воплотил смысл подмеченного и изученного им в художественных образах . И от этого нарисованная им картина идейной жизни в декабристскую эпоху оказалась гораздо ярче, глубже , объемнее, нежели мог бы сделать э то даже самый внимательный ученый-исследователь.

Когда правда жизни становится содержанием искусства, сила ее воздействия н а мысли и чувства людей еще более увеличивается. В том-то и состоит «тайна» искусства, что оно позволяет людям даже то, что им хорошо известно, увидеть яснее, отчетливее, а иногда - и с новой, еще не знакомое стороны. Явление жизни, всем видное, всем известное, даже примелькавшееся, будучи преображенным великой обобщающей силой искусства зачастую предстает как бы в новом свете, вырастает в своем значении, раскрывается перед современниками с такой полнотой, которая раньше была им недоступна.

«Горе от ума», конечно, одно из самых тенденциозных произведений русской мировой литературы. Грибоедов поставил перед собою совершенно определенную нравственно-воспитательную цель и был озабочен тем, чтобы цель эта стала ясна читателю и зрителю комедии. Он написал «Горе от ума», что6ы высмеять и заклеймить крепостнический мир, вместе с тем не менее важной задачей было для Грибо е дова раскрыт ь перед читателем и зрителем свой пол о жит е льны й идеал, донести до них свои мысли и чувства , свои моральные и общественные идеи.

Грибоедов не отступил в "Горе от ума» перед открытой тенденциозностью, и она не нанесла никакого ущерба его созданию, ибо никакая правильная, исторически оправданная тенденция никогда не повредит искусству, если она будет художественно претворена, если она будет логично и естественно вытекать из существа и содержания положенного в ос но ву прои зв едения конфлик та, из столкновения страстей, мнений, характеров.

В «Горе от ума» воплощена целая система идейных вз глядов в связи с самыми острыми, самыми злободневными темами и вопросами современности, но выражены эти взгляды с величайшим художественным тактом - не в форма прямых деклараций и сентенций, но в образах, в композиции, в сюжете в речевых характеристиках, короче говоря - в самой художественной структуре комедии, в самой ее художественной ткани.

С этим связан важный во п рос о том, как Грибоедов решил основную проблему «формировавшегося художественного реализма - проблему типичности.

Задача создания типического характера в типических обстоятельствах, которую ст авит перед собой реалисти ческое искусство, предусматривает вскрытие смысла того явления социально-исторической д е йствительности, на котором ост а новилос ь вн имание художника. В «Горе от ума» типична сама общественно-историческая ситуация, поскольку она верно н глубоко отражает конфликт, вполне характерный для данн о й эпохи. Именно поэтому типичны и все человеческие образы, созданные Грибоедовым. В этой связи нужно остановиться прежде всего на образе Ча цког о. В индивидуальном и особенном воплощении его характера ярко и отчетливо выражено существо той новой, прогрессив ной общественной силы, которая в грибоедовское время вышла на историческую сцену с тем, чтобы вступить в решительную борьбу с реакционными силами старого мира и победить в этой борьбе. Художник-реалист зорко разглядел в окружавшей его действительности эту тогда еще только назревавщую силу и понял, что ей принадлежит будущее.

Во времена Грибоедова дело освобод ител ь ной борьбы осуществляли немногие « лучшие люди из дворян» (по характеристике В.И. Ленина), далекие от народа и бессильные без поддержки народа . Но их дело не пропало, потому что, как сказал Ленин , они «... помогли разбудить народ », потому что он и подготовили дальнейший подъем революционного движения в России.

В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 23 , стр. 398.

Пусть во времена Грибо е дова, накануне восстания декабристо в , фамусовщина еще казалась прочной основой общественного быта в самодержавно-крепостническом государстве, пусть Фамусовы, Скалозубы, Молчалины, Загорецкие и иже с ними еще занимали тогда господствующее положение, но как социальная сила фамусовщина уже загнивала и была обречена на умирание. Чацких было еще очень мало, но они воплощали в себе ту свежую, юную силу, которой было суждено развиваться и которая поэтому была неодолима.

Поняв закономерность исторического развития и выразив свое понимание в художественных образах «Горя от ума», Грибоедов и отразил обьективную правду жизни, создал типический образ «нового человека»- общественного протестанта и борца - в типических обстоятельствах его исторического времени.



Столь же типичны и исторически характерны представители другого общественного лагеря, действующие в комедии Грибоедова. Фамусов, Молчалин, Хле с то в а, Репетилов, Скалозуб, Заго р ецкий, княгиня Тугоуховская, графиня Хрюмина и в с е прочие персонажи старобарской Москвы, каждый по-своему, в своем индивидуальном художественном воплощении, с замечательной полнотой и заостренностью выражают существо той социальной силы, которая стояла на страже охранения старых, реакционных порядков феодально-крепостнического мира.

Смело, по-новаторски решив в «Горе от ума» проблему типичности. Грибоедов тем самым с полной ясностью, не допускающей никаких кривотолков, сказал своим произведением, во имя чего, во имя каких идеалов он разоблачил фамусовщи н у. Проникнув творческой мыслью в суть основных социальных и идеологических противоречий своего времени, показав, что Чацкий представлял в своем лице растущую и развивающуюся силу русского общества, щедро наделив его характер героическими чертами. Грибоедов тем самым решил и политическую проблему. В этом в п ервую очередь и сказалась общественно-политическая позиция Грибоедова, в этом и проявилась с наибольшей убедительностью идейная направленность его творчества.



форекс форум
форум о том как заработать на обмене валют.



Нашли нужное вам сочинение, тогда не поленитесь и
Добавьте сайт в закладки:

Пришлите свое сочинение

на add [гав-гав] refsoch.ru




Сочинения:

Астафьев
Ахматова
Белинский
Блок
Булгаков
Быков
Бунин
Грибоедов
Гоголь
Гончаров
Горький
Державин
Достоевский
Есенин
Жуковский
Заболоцкий
Замятин
Кантемир
Кольцов
Крылов
Куприн
Лермонтов
Лесков
Ломоносов
Маяковский
Некрасов
Островский
Пастернак
Платонов
Пушкин
Радищев
Распутин
Салтыков-Щедрин
Северянин
Солженицын
Сумароков
Твардовский
А.К Толстой
А.Н Толстой
Л.Н Толстой
Тредиаковский
Тургенев
Тютчев
Фадеев
Фет
Фонвизин
Чернышевский
Чехов
Шолохов

сочинения