Критика российской действительности в пьесе А . М . Горького " На дне "
Хорошо, когда
прочитанная книга оставляет след в душе. И если он яркий, мы вдруг задумываемся
над тем,
какое значение имеет для нас это произведение, что оно дало
нам.
Со
времени
создания пьес Горького прошло
много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо,
им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что
это - энциклопедия предреволюционной России,
история,
запечатленная мастерски и жизненно,
но нельзя забывать, что в них много
общечеловеческого, подходящего не
только к прошлой, но и к нынешней жизни.
“Человек -
это великолепно!
Это звучит... гордо!”
Эти слова,
сказанные на заре ХХ
века,
определяли творческую
линию писателя.
Он любил людей, поэтому
его
воображение,
пронизанное
прекрасной
мечтой о вели-ком призвании человека, рождало такие изумительные образы, как
Данко.
Но он же
выступал и со страстным,
горячим
протестом против всего, что принижало человека, против всех
“свинцовых мерзостей жизни”.
В пьесе “На
дне” с большой силой и непревзойденным
художественным
мастерством
показаны те ужасные
условия
жизни,
которые
толкают на “дно” ее, в “яму”. И
тогда
человек
перестает
быть человеком.
Да разве ж
это люди
обитают в
омерзительной ночлежке Костылева
?
Они
утратили все
человеческое,
потеряли
даже
облик человека, превратились в жалких, никому не нужных
существователей.
Конечно,
во
многом они сами
виноваты в том, что с ними
случилось
:
у них
не хватило твердости или уме-ния бороться с
судьбой,
желания трудиться,
преодолевать трудности. Но
виноваты и социальные условия. Это
была эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других,
эпоха, когда рушились остатки вековых устоев. В
каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и
личных проблем.
Но даже и
здесь, “на дне” жизни,
действуют
свои
неумолимые
волчьи законы. Здесь
свои “короли” и под-
властные,
эксплуататоры и
эксплуатируемые,
хозяева и работники.
Законы
общества
преследуют человека
от
рождения до смерти, от царских чертогов до вонючей ночлежки.
Только в последних
все
гораздо обнаженнее, а
отношения
более
дикие. И в
этом
обвинение строю и
обществу!
Жизнь
здесь для
нормального человека хуже
каторги. Она
толкает
людей на преступления, черствость, бесчестность. Ворует Васька Пепел, умирает в
страш-
ных муках Анна, идет на самое ужасное в жизни Настя,
окончательно спивается Актер. Они уже не поднимутся.
А ведь это
люди, которые знали когда-то и другую жизнь. И поэтому полна страстных мечтаний
о будущем
Наташа,
думает о
светлых чувствах Настя, верит
в
свою мечту больной и опустившийся Актер. У
них только и
осталось в жизни, что вера. “У нас нет имени!
Даже собаки имеют клички, а мы нет!” -
с горьким чувством вос-
клицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида
человека,
выброшенного за борт жизни. У
них отняли все, у
этих забытых
людей,
но
не
смогли отнять веры в
лучшее. Этим
качеством с избытком
обладал сам Горький,
наделял он им и своих героев.
Странник
Лука,
появляющийся в пьесе, сумел
заронить и зажечь в сердце каждого искру
надежды и мечты. Но
после его
ухода еще тяжелее стала жизнь ночлежников.
Люди эти так изломаны, что им уж
нечего
ждать. И надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил странник,
а дороги не показал.
Как
ореховая скорлупа,
раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и в результате мы видим
его падшим
крайне низко
: “
Никогда уже он не выберется отсюда”. И
читателю становится не по себе от этих слов.
Пьеса
утверждает
:
так больше жить невозможно !
Многие свои
мысли вкладывает
автор в уста Сатина.
Порой
странно слышать
такие
высокие слова от ка-
торжника и шулера.
Мы понимаем, что в
Сатине погибли недюжинная натура, сильный, ясный ум. Гордые сло-
ва о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что
люди достойны лучшей участи.
Пьеса
“На дне”
проникнута
горячим и страстным
призывом любить человека, сделать так, чтобы имя
это
действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный
политический резонанс, звала к переустройству общества,
выбрасывающего
людей
“на дно”. Нет и не может
быть счастья,
пока
человек
несвободен,
пока
несправедли-
вость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и
свободы потому уже, что он Человек !
Сейчас,
в
эпоху,
когда
мы
вновь заговорили о гуманизме и милосердии,
когда призываем “милость к пад-
шим”, пьеса
Горького
обретает иное значение. Это не
только
исторический
документ,
не
просто выдающееся
творение человеческого ума,
это и произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к
вечным
проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.