Портал  сочинений - крупнейший в рунете Школьные сочинения по литературе
Главная Сочинения Новые сочинения Связь с автором Нижегородского Сайта Сочинений и рефератов Сделать стартовой страницей - Нижегородский сайт сочинений и рефератов Добавить в избранное Нижегородский сайт сочинений и рефератов
    Сочинения

Поиск сочинений на сайте сочинений



Навигация: Сочинения >>Горький

Мировоззренческая позиция Максима Горького на протяжении всей жизни писателя тяготела к революционному романтизму,
предполагающему необходимость и неизбежность исправления мирового порядка путем внешнего воздействия. Общеизвестно, что
Горький являлся гуманистом, следовательно, как и у гуманистов эпохи Возрождения, ме-сто Бога в его сознании занимал
человек, но человек не обычный, а стоящий выше окружающих его людей, способный повести за собой толпу, способный на
высшее самопожертвование, - Человек с большой буквы. Мне кажется, что размышлять над вопросом, что есть человек, Горький
начал уже в первом своем рассказе "Макар Чудра", где показал человека "красивого" и свободного, абсолютно не
похожего на других. Затем, два года спустя, герои его рассказа "Старуха Изергиль" уже будут задаваться вопросом, зачем
жить: для свободы от людей или для того, чтобы совершить подвиг во имя людей?

В пьесе "На дне" автор поднимает вопрос, как жить человеку. И наконец, в повести "Мать" Горький уже не только
не задает никаких вопросов, но и создает образ, являющийся словно бы ответом на все эти вопросы, - человека настолько
неординарного, "красивого", что создается ощущение, будто Павел и есть новый Мессия.

Особое место в дооктябрьском творчестве Горького занимают так называемые "босяцкие" рассказы. Например,
"Челкаш", "Коновалов", "Супруги Орловы". В этих "босяцких" рассказах романтизм приобретает реалистическую
окраску. Тем не менее, думается, нельзя обвинить Горького в том, что здесь он отошел от романтического взгляда на своего
героя: просто герои этих рассказов изображены в гуще жизни.

Чтобы убедиться в этом, обратимся к рассказу "Челкаш", написанному в 1895 году. Это произведение можно условно
разделить на три части: встреча героев, словесная дуэль и столкновение. Горький начинает свой рассказ в традиционной для
него манере - он рисует пейзаж, в котором сочетаются черты как романтического ("потемневшее от пыли голубое южное небо
- мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море"), так и реалистического пейзажа ("закованные в гранит волны моря
подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные,
загрязненные разным хламом"). Великолепно дано Горьким и описание порта, который как будто бы "противоречит" морю -
"свободной стихии". На фоне этого монстра люди - маленькие, суетливые, их голосов даже не слышно. Изумительна и
звуковая инструментовка пейзажа. Только прислушайтесь: "…звон якорных цепей, грохот сцепления вагонов, <...>
металлический вопль железных листов, <...> глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов,
<...> крики грузчиков, матросов и таможенных солдат".
Все детали создают ощущение того, что труд здесь не удовольствие, а рабская каторга.

Пейзаж в рассказе не только фон, но и значимый элемент, раскрывающий авторский замысел. Пейзажное обрамление
харктерно для ранних рассказов Горького. Это же мы видим и в "Челкаше". Если в начале рассказа море подавлено
гранитными берегами, то в финале оно свободно: "Море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок, разбивая
их в брызги и пену". Все это тесно связано с образом главного героя рассказа - Челкаша.

Итак, обратимся непосредственно к сюжету рассказа. Главных героев двое: Гришка Челкаш и Гаврила. Сначала автор
создает портрет Челкаша. Для описания Гришки писатель трижды использует слово "хищный" ("хищное лицо", "хищный
нос" и даже "хищная худоба"), употребляет экспрессивные глаголы. Очевидно, что развернутая метафора "Челкаш -
степной ястреб", с одной стороны, немедленно вызывает чувство отторжения от героя, а с другой стороны - подчеркивает
его понимание свободы. Основные черты его характера: хищничество и свободолюбие.

Рядом появляется описание Гаврилы. В его портрете нет динамики, и представляет его автор сидящим, в то время,
как Гришка "медленно шагает". "Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонившись спиной к тумбочке, сидел
молодой парень, <...> парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми
глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно" - таков портрет Гаврилы. Если сравнить его образ с образом
Челкаша, то сразу же понимаешь: это образы - антиподы.

Думается, что в первый момент читательские симпатии находятся на стороне Гаврилы. В речи Челкаша Горький
нарочито использует слова острые, грубые, неприятные. Гаврила же, напротив, говорит мягко, вежливо. И все же что-то в
Гавриле настораживает... Уже после разговора Гришки с грузчиком, сторожем, а затем и Гаврилой можно отметить, что Челкаш
- человек свободный, вольный, у него нет никаких привязанностей, а если вспомнить, что именно такой человек
прославляется Горьким в рассказе "Макар Чудра", то писатель явно ему симпатизирует. Там же, в рассказе "Макар
Чудра", звучит отзыв о крестьянине, выражающий, по моему мнению, отношение Горького и к Гавриле: "Смешные они, те твои
люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько… И всё работают. Зачем? Кому? Никто не знает.
Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в нее и сгинет в
ней. Ничего по нем не останется, ничего он не видит своего поля и умирает, как родился, - дураком". Гаврила хотел быть свободным,
но не был способен быть свободным. Это явно вытекает из разговора Челкаша и Гаврилы. В ходе этого диалога подчеркивается противоположность устремлений героев.

"- А что тебе - свобода? Ты разве свободу любишь? - Да ведь как же? Сам себе хозяин, пошел - куда хошь, делай -
что хошь... Еще бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, - первое дело! Гуляй знай как
хошь, бога только помни... Челкаш презрительно сплюнул и отвернулся от парня".

Вот каково отношение Гаврилы к свободе. Кроме того, он хочет "человеком стать". На первый взгляд, вроде бы все
верно, но это представление о свободе примитивного, косного сознания, которое отвергается Гришкой. Что такое свобода для
Челкаша? Ясного представления у него нет, но Гришке свойственны человеческое достоинство, гордость и способность быть
"выше" окружающих его людей.

Челкаш, еще не поняв Гаврилу, смотрит на него и с сочувствием, и с презрением. Но это вызвано тем, наверное, что
он - Гаврила - имеет что-то, чего никогда не было у Челкаша: родной дом и чувство любви к свободе, которая ему не нужна.
Становится ясно, что Челкаш и Гаврила - "два человека, живущие по-разному и для разного". Следовательно, неизбежно
драматическое столкновение между ними, которое и происходит в третьей, заключительной части рассказа. К счастью, до
убийства дело не доходит. Когда появляются деньги, Гаврила вначале униженно бросается Челкашу в ноги, а затем неожиданно
хватает камень и бросает им в Челкаша. Челкаш удивлен, растерян. Он одновременно чувствует к Гавриле и жалость, и
ненависть. И теперь понятно, что Челкаш "выше" Гаврилы, просто жизнь, которую он ведет, не дает ему развиваться.
Гришка мог бы проявить себя.....

В самом конце рассказа мы понимаем, что Гришка Челкаш, свободный, гордый, и есть тот человек, который привлекает
Горького. Но ищет его писатель теперь не в сказке, как раньше, а в гуще жизни. Таким образом, "босяцкие рассказы"
Горького, в том числе "Челкаш", можно считать переходом к горьковскому "романтическому реализму", который станет
творческим методом писателя и со всей полнотой обнаружится в повести "Мать".



купить прикольные брелки



Нашли нужное вам сочинение, тогда не поленитесь и
Добавьте сайт в закладки:

Пришлите свое сочинение

на add [гав-гав] refsoch.ru




Сочинения:

Астафьев
Ахматова
Белинский
Блок
Булгаков
Быков
Бунин
Грибоедов
Гоголь
Гончаров
Горький
Державин
Достоевский
Есенин
Жуковский
Заболоцкий
Замятин
Кантемир
Кольцов
Крылов
Куприн
Лермонтов
Лесков
Ломоносов
Маяковский
Некрасов
Островский
Пастернак
Платонов
Пушкин
Радищев
Распутин
Салтыков-Щедрин
Северянин
Солженицын
Сумароков
Твардовский
А.К Толстой
А.Н Толстой
Л.Н Толстой
Тредиаковский
Тургенев
Тютчев
Фадеев
Фет
Фонвизин
Чернышевский
Чехов
Шолохов

сочинения