Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца,
уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки "под самой кровлей высокого
пятиэтажного дома" выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион
Раскольников.
Так начинается роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Уже в самом начале произведения
автор показывает нам гнетущую обстановку, которая будет окружать героев на
протяжении всего действия.
С этого момента - без передышки, без покоя и
отдыха, в исступлении и в задумчивости, в бреду и страхе - мечется по петербургским
улицам , останавливается на мостах, заходит в грязные распивочные герой
Достоевского Родион Раскольников. И все это время мы не перестаем ощущать
присутствие рядом с ним некоего неживого персонажа - огромного города.
Действие романа погружено в эпоху, эпоху, прозванную "железным веком". И не случайно Петербург у
Достоевского становится ее олицетворением.
Ведь было два Петербурга.
Один - город, созданный руками гениальных архитекторов, Петербург Дворцовой
набережной и Дворцовой площади, Петербург дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург - символ величия и расцвета послепетровской
России, поражающий нас своим великолепием и по сей день. Но был и другой,
далекий и неизвестный нам , теперешним людям, Петербург - город, в котором люди
живут в "клетушках", в желтых грязных домах с грязными темными лестницами,
проводят время в маленьких душных мастерских или в смердящих кабаках и
трактирах, город полусумасшедший, как и большинство знакомых нам героев Достоевского.
Первый Петербург был воспет
многими поэтами-лириками. Вот, например, бессмертные слова Пушкина о нем:
"Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых сводов
Прозрачный сумрак, блеск бездонный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц и светла
Адмиралтейская игла..."
А вот как описан Петербург второй,увиденный Достоевским:
" На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка,
леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу,
не имеющему возможность нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без
того уже расстроенные нервы юноши".
Образ жизни людей из высшего
света, "высшего" и роскошного Петербурга характеризуется только одной строкой
из пушкинского "Евгения Онегина": "Полусонный в постелю с бала едет он". А
людям Петербурга "низшего" приходится добывать свой кусок хлеба трудом тяжким,
имея одну только радость - горько напиться под вечер.
Если верить, что все на
Земле получает энергию из космоса, то тогда то, как распределил свою долю
Петербург между своими обитателями, нельзя сравнить даже с тем, как
делится добычей лев с гиенами: Петербург трущоб как-будто выжат весь в пользу
Петербурга дворцов. И это та цена, которую должен заплатить город за свое
видимое процветание. Ведь не будь этого несправедливого деления, в среднем, мы
получили бы посредственный, серый город, который не смог бы вдохновлять собой
писателе и поэтов, окутывая их своей магической философией "двуличности"
При всем этом Петербург еще и поразительно замкнут. Живущий в нем "закрыт от солнца" и от других людей,
каждый - своем "шкафу"-каморке. Город болен, и чудовищно больны его обитатели. Сама окружающая обстановка создает у
человека чувство безвыходности и озлобления. Она стимулирует возникновение самых
невероятных и фантастических теорий: " Я тогда, как паук, к себе в угол забился.
Я любил лежать и думать". Город - прекрасный материал для раздумий, подталкивает
мысль в определенном направлении, и в конце концов заражает человека идеями,
больше похожими на бред. Чертой, по которой мы узнаем зараженного "болезнь
большого города", является навязчивый желтый цвет. Желтые обои и мебель в
комнате у старухи, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая,"похожая
на шкаф или на сундук", каморка Раскольникова, желтоватые обои в комнате у
Сони, "мебель из желтого отполированного дерева" в кабинете Порфирия Петровича. Эти детали подчеркивают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц романа, являются
предвестниками недобрых событий. Город, как зловещий демон, ищущий грешные
души, опутал все вокруг своими черными сетями, в которые попадают его
обитатели. Он как бы отыгрывается на своих жертвах, высасывая из них недостающую ему энергию. И в эти мастерски
расставленные ловушки попадают герои романа. Мармеладов испивается в грязной
распивочной, Раскольников привязан нуждой к старухе-процентщице, Сонечка попала
в "когти" Дарьи Францевны," женщины злонамеренной и полиции многократно известной".
Раскольников, совершив свое преступление, пошел не только против человеческой морали и своей совести, он невольно нанес рану и городу, обрубив одно из его щупалец.
И город отомстил ему. задавив свой громадой, заставив страдать во много раз
сильнее. Но события помогают Раскольникову, выхватив его из этого озлобленного
мира.
Он, дитя огромного мрачного города, попав в Сибирь, оказывается в новом для себя мире, вырванным из той
искусственной почвы, на которой взросла его страшная идея. Это - иной, доселе
неведомый Раскольникову мир, мир вечно обновляющейся Природы. И здесь, вместе с
весною, охватывает его "необъятное ощущение полной и могучей жизни". Начинается
его новый путь, свободный от своеволия и бунта, путь любви и человеколюбия. И
тут мы видим, что каторга - место, предназначенное по своей сути для
ограничения человеческой свободы , оказывается местом более пригодным для
свободного проявления человеческой личности, нежели реальная "воля" большого
города.
Итак, Достоевский показал
нам , что появление его героя во многом предопределила эпоха. И именно такой,
неразрывно связанный с окружающим его миром герой интересен и
автору, и бесконечной череде благодарных ему читателей.