Эпоха царствования Александра II и появление "новых", описаных в романе Н.Г.Чернышевского
В конце царствования Николая I страна буквально задыхалась в тисках полицейского режима: во всех российских университетах были закрыты кафедры философии, и даже попытки перевода на живой русский язык книг Священного писания воспринимались как дерзкий вызов устоям общества. Протоиерей Г. П. Павский, преподававший в Петербургской духовной академии, был осужден церковным судом за то, что перевел на русский язык несколько книг Библии и использовал эти переводы на занятиях со студентами. В этой удушливой атмосфере окончательно сложились основные направления русской общественной мысли и получил последнюю закалку политический и идейный радикализм, который со всей решительностью заявил о себе при Александре П.Вопросом, неизменно волновавшим просвещенное русское общество, было отношение к религии. В 40-е годы в русскую гуманистическую мысль, которая шла по пути секуляризации, то есть обособления от религии и Церкви, входит идея социализма. Именно эта идея впоследствии выступила в качестве заменителя религиозного мировоззрения. Когда в русской жизни произошел сдвиг в сторону демократизации (освобождение крестьян в 1861 году), различные течения секуляризма становятся более смелыми и активными. Однако, даже принимая формы богоборчества, эти движения связаны с напряженными духовными исканиями, с потребностью удовлетворить религиозные запросы масс - без христианства, или, по крайней мере, без Церкви. В 1848 году 20-летний Чернышевский записывает в своем дневнике: "Что" жизнь коммуны, созданной Верой Павловной под влиянием "фаланг" и "фаланстер" Фурье.) Однако кроме кружка "петрашевцев" , мирно изучавших произведения Фурье (в этот кружок входил Достоевский), уже формировались и другие, более радикально настроенные группы молодежи из разночинцев. После неудачной войны 1854-1855 годов, всколыхнувшей все русское общество, эта молодежь заявила о себе в полный голос и заговорила языком, которого до сих пор не слышали в России. Яркий образец этого языка мы видим в творчестве Чернышевского, типичного представителя нового поколения борцов за свободу и искателей всеобщего счастья.Он был их идейным вождем, и его мировоззрение, словно зеркало, отражает черты "новых" , образы которых он обрисовал в своем романе, их "учебнике" . Для нового поколения характерно, что оно стоит в резкой оппозиции к предыдущему. Оно упрекает своих предшественников в "романтизме" , смеется над культом искусства и любовью к отвлеченному мышлению. Новое поколение защищает "реализм" , ищет опоры в точном здании, что порождает чуть ли не религиозное поклонение "точным" наукам, особенно естествознанию. К искусству разночинцы предъявляют совсем иные требования: оно должно указывать пути жизни и воспитывать общество в духе новых, "прогрессивных" идей. Верховным принципом морали становится у них вера в личность и ее творческие силы, защита "естественных" движений души и наивная вера в теорию "разумного" , которой уделено столько серьезных рассуждений в романе "Что" .Трагический путь Чернышевского показывает основное противоречие, раскалывавшее сознание "новых" : они были мечтателями и идеалистами, но хотели верить лишь в "пользу" ; они вдохновлялись верой в Идеал, а при этом готовы были свести к элементарной физиологии все человеческие чувства. Им не хватало культуры мышления, но они презирали его, считая мысль, не свя занную с практической пользой, бесполезной. Они отрицали вся кую религиозную веру, а сами свято верили в свои утопические мечты и, подобно Чернышевскому, приносили себя в жертву будущему, отрицая само понятие жертвы... В стихотворении, посвящен ном Чернышевскому, Некрасов написал:Его послал Бог гнева и печалиРабам земли напомнить о Христе.